Свежесть колодца
В предыдущих выпусках газеты не раз звучали слова о Надежде Филипповне Коняшкиной, как о звеньевой известной в прошлом женской бригады комбайнеров. А также не единожды печатались ее стихи. В этой статье хотелось бы объединить эти слова и стихи в единый небольшой рассказ о женщине, заслужившей уважение земляков.
Надежда Филипповна помахала мне со своего маленького дворика: "Заходите!". Я прошел и первым делом увидел старый глубокий колодец с чистой водой, с интересом заглянул в него, как в прошлое. "Обмелел, – посетовала хозяйка. – Но вода хорошая, пить можно". В уютной прохладе летней кухни она предложила мне кружку холодного компота из красной черемухи и поведала историю о давно минувших временах, о том, чем и как жили тогда люди в деревне, и о том, что изменилось с тех пор, о вере и своей семье и, конечно, почитала свои стихи. Безусловно, это был субъективный взгляд на вещи, такой же, как и у каждого из нас, но очень интересный рассказ, как свидетеля ушедшей эпохи.
В углу на стене висит большая икона Божьей Матери с Младенцем, которая написана по всем канонам и, на первый взгляд, выглядит старинной.
– Зять подарил, Дмитрий. Он – художник и нарисовал ее когда-то специально для меня. В Панкрушиху мне попасть удается нечасто, в Подойниково храма нет. Была бы хоть часовенка какая, я бы ходила. А без веры жить нельзя. Она есть у каждого в душе и была всегда, хоть при царе, хоть при советской власти. Хоть мы и были людьми "новой формации", но корни-то наши шли гораздо глубже. И Господа мы поминали каждый раз в своих крестьянских заботах и при земледелии, так испокон веков пошло.
Осенью 1968 года, молодой девчонке, курсанту-механизатору, еще не окончившему курсы, доверили на практике осваивать ее первый комбайн СК-3. Не все получалось сразу, как и следовало ожидать. Иной раз, по словам Надежды Филипповны, наставники были недовольны скоростью работы, обкашивая на своих комбайнах ее машину, кричали со смехом: "Догоняй!", а и иной раз – качеством. И тогда ей приходилось буквально вручную исправлять свои огрехи, обрывая пропущеные участки.
– Но никогда я не слышала от них ни одного грубого слова, никогда не показывали они своего раздражения или недовольства. Люди были тогда другие – добрее, чище. С такой мотивацией обучение протекало очень легко. И на следующий год я уже догоняла их в результатах работы, а бывало, что и обгоняла.
Глядя на рассказчицу, я представлял себе высокую худенькую девушку, которая своими тонкими руками двигает тугие рычаги старого комбайна, отремонтированного всей ее группой курсантов. Как под палящим солнцем среди раскаленного от зноя металла, в облаке пыли и сора ведет она огромный "корабль полей", не оборудованный не то что кабиной, а даже элементарным навесом, зонтиком, лобовым стеклом. И сразу становится ясным – почему само слово "хлебороб" и его труд вызывают чувства благодарности, почтения, глубокого уважения.
После трех сезонов работы на комбайне и дояркой в зимние периоды, женщина-механизатор пересела на трактор. Рассказывая о том периоде, она перечисляет все марки тракторов, на которых ей довелось трудиться. МТЗ-50, МТЗ-80, Т-40. Она вспоминает о них, как о своих домашних питомцах. При рассказе у нее так теплеет голос, что от его доброты кошка, лежащая на подоконнике, приоткрывает глаза и поводит ушами, думая, речь идет о ней. Каждый из тракторов имел свой нрав, но каждый был по-своему дорог. Одному из них трактористка дала имя "Ромка". Почему?! "В память об одном бычке, – смеется она, – такой же был норовистый, упрямый. Этот же с "толкача" вперед заводиться не хотел, а назад – пожалуйста. А вперед, как копытами упирался и, как будто рога в землю опускал. К каждой машине свой подход был нужен". Невольно, глядя на ее руки, я представлял – какой недюжинной силой они обладали, несмотря на их внешнюю хрупкость, какими тяжелыми инструментами и какие только виды ремонта не приходилось им выполнять!
И вот в такой физически сильной, выносливой, волевой женщине, как оказалось, скрывается тонкая, лирическая, творческая натура. Не замозолилась ее поэтическая душа, и стихи сохраняются не только в памяти ее, но и, слава Богу, некоторые из них она находит в себе желание и время записать. Вот одно из них, посвященное отцу, герою Отечественной войны, кавалеру ордена Славы, Филиппу Ермолаевичу Коняшкину:
***
Твой шаг в войне
заметен был по праву:
Проходы делал в минных ты полях,
Ходил в разведку,
строил переправы.
Лечился в полевых госпиталях
Недолго. Лишь зажили раны –
И снова ты солдат передовой.
Окоп, граната, да еще отвага.
Сапер-отличник принимает бой.
В окопах мерз и голодал –
случалось,
Но шел вперед дорогой фронтовой.
Винтовка за плечом,
шинели скатка,
А впереди смертельный,
не последний бой.
Ты шел вперед, друзей в боях теряя,
Громил врага и страха ты не знал!
И орден Славы ты между боями
На фронте Украинском получал.
Три долгих года ужасов военных,
Три страшных года боли и потерь,
И майский день
с салютом тем весенним,
И смех, и слезы боевых друзей.
И здесь же совершенно другое, немного научно-фантастическое, с несмелой попыткой заглянуть в окружающий нас огромный мир и в будущее:
***
Мальчишке Владу четыре года.
Я с ним на равных веду беседу.
Мои вопросы – его ответы:
– Москва? – Столица.
– Земля? – Планета!
– А ты откуда? – Я рядом где-то.
– А чей ты родом? – А я индиго.
Я много знаю, но людям дико.
Заря как будто другой планеты,
"Тарелки" в небе. О, правда, где ты?
Не верят люди, что во Вселенной
Есть разум высший,
есть мир отдельный.
Но мне все это уже знакомо,
Я во Вселенной – у себя дома.
И звезды эти не в снах мне снятся.
Сияют рядом, вокруг теснятся!
И я однажды уйду из дома.
Дорога в Вечность давно знакома.
И, конечно, как жить на Алтае и не писать о нем и о его природе в стихах, раз уж дала тебе судьба такой талант и не вселила такую тягу к поэзии?
***
Край, далекий от мира.
Первозданный пейзаж.
Все холмы да распадки.
И опасный вираж.
Меж холмов –
серпантины сероватых дорог.
И, заросший тайгою,
вырастает отрог.
Реки горные скачут
с валуна на валун.
Здесь пронесся с Ордою
узкоглазый Кучум.
Здесь и Рерих с Еленой
Беловодье искал
Здесь смотрел он с любовью
на Алтай с серых скал.
Здесь принцесса Укока
свою правила власть.
И здесь с явью легенда
незаметно слилась.
***
Луна последний снег съедает,
Журчит ручей, невидимый в ночи.
И важно по проталинам шагают
Недавно прилетевшие грачи.
Утрами лед на лужах
тонкий-тонкий!
Звенит капель осколком хрусталя.
Бока крутые подставляет солнцу
За зиму отдохнувшая земля.
***
Август. С ветрами сквозными,
стынет в ведерке вода.
Ласточки легкой гирляндой
сели на провода
Вот уж зажгла рябина
свой холодный костер
Пышно цветут георгины,
флоксы и водосбор.
Утром тяжелые росы
долго лежат на траве,
Золото в косы березы
украдкой вплетают себе.
Ну и, конечно, не осталась обойденной тема живой, душевной, прямо таки есенинской лирики:
***
Здравствуй, село родное
в шорохе тополей!
Где-то на улице Новой
дом старой мамы моей.
Дом, где прошло мое детство,
откуда я в школу пошла.
И в гости куда приезжала,
и гостьей желанной была.
Бывает, что ревется на части
душа. И не хочется жить.
Тогда я сюда приезжала,
чтоб с мамою рядом побыть.
Блинов напечет мама дочке,
поможет проблемы решить
И просит, бывало, так просит
еще хоть денек погостить!
Давно уже нет моей мамы,
и к дому тропа заросла,
Лишь носится ветер упрямый,
как конь, закусив удила.
Это малая толика стихов Н. Ф. Коняшкиной, которые мы имеем возможность напечатать в этом материале. Но надеемся увидеть новые на поэтических страницах будущих выпусков газеты. Это позволит не мелеть старому, но чистому колодцу нашей души, свежестью которого и питаются наши глубокие корни.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.