Меню
16+

«Трибуна хлебороба», общественно-политическая газета Панкрушихинского района Алтайского края

01.10.2020 11:09 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 03.10.2020 г.

Подойниково отмечает свое 250-летие

Летосчисление села Подойниково начинается с 1770 года. Но по народным преданиям, первое поселение возникло гораздо раньше официальной даты. Интересными в этом плане являются рассказы и личные воспоминания старейшего жителя села, человека, обладавшего необычайной памятью (к сожалению, его уже нет с нами), бессменного директора школы в течение многих лет Н. М.Черных. Приводим их полностью.

История возникновения

Первое поселение в местности, примыкающей к современному селу Подойниково, было на озере Старинка, поселение имело одноименное с озером название. Поселение возникло во времена правления Екатерины II (1762-1796) и было основано старообрядцами, не принявшими новую веру, бежавшими от преследований за Урал и скрывающимися в лесах Сибири. Первопоселенцы – чалдоны – дали название озеру и своему селению – Старинка, возможно потому, что были старообрядцами.

Постепенно к чалдонам стали примыкать беглые каторжники, чалдоны разрешали селиться рядом. Со временем у беглых появился свой атаман, который ввел разбойный промысел в жизнь беглых. Шайки этих разбойников подкарауливали вдоль дорог путников, а если повезет и обозы, грабили, убивали. Добычу привозили в селение, атаман делил ее между разбойниками. Излюбленным местом нападения на путников был перешеек между Русаками и Чертовым болотом (в те времена вода из Русаков текла и впадала в лесу в Чертово болото).

Однажды в поселении Кривое, тогда это было только несколько изб, остановились ходоки (ходоки, они же "гуси" – люди отправившиеся с европейской части России искать новые места для поселений, плодородные и пригодные для проживания земли). Ходоков было трое – молодой парень и два старика. Из Кривого послали гонца в ближайшее поселение Старинка, к разбойникам, с вестью: "Гуси идут!". Хозяйской дочери очень понравился молодой путник и когда ходоки тронулись в путь, она смогла предупредить их об опасности, о том, что в том месте, где дорогу прерывает водный перешеек, их будут ждать разбойники. Путники были готовы к встрече, когда их остановили разбойники. Завязалась драка, в ходе которой одного разбойника сильно покалечили, остальные ушли в лес. По возвращении разбойники пришли к атаману и все рассказали ему, стали требовать вознаграждение, но атаман отказал, т.к. они вернулись без добычи. Разбойникам это не понравилось и они, дождавшись ночи, сожгли дом атамана и убили всю его семью и тех, кто защищал атамана, но награбленного добра так и не нашли. Наутро староверы поднялись со своего места – теперь оно стало "нечистым", здесь убивали, была кровь и горе.

Часть чалдонов (несколько семей) ушла вниз по реке Бурла и остановилась в том месте, где река делает петлю (ныне начало улицы Центральной). Другая часть ушла за Чертово болото и поселилась в том месте, где раньше их кони спасались от комаров, и чалдоны звали это место Конево. Первой семьей, которая поселилась в "кармане" Бурлы, была семья Овечкина. Остальные семьи присоединились к Овечкиным и стали селиться по обеим сторонам Бурлы. Селение прозвали Овечкино.

Бывшая подойниковская ЦРМ. Фото Андрея Чекмарева.

День Победы (примерно 1965 г). Фото Якова Алексеевича Кобякова.

Коллаж из наличников с. Подойниково. Фото Андрея Чекмарева.

Март 2018 г. Фото Андрея Чекмарева.

Почему Подойниково?

Местные жители звали свое поселение до 1934 года как Овечкино, под таким названием его знали и соседние деревни. И только в 1934 году, когда было принято решение образовать в селе автоколонну и на воротах прибили вывеску "Подойниковская автоколонна", местные жители узнали, что в официальных документах село значится именно под таким названием – Подойниково. До этого времени название Подойниково было только в документах. После обнародования нового названия села, местные жители узнали и историю появления этого названия. В 1770-х годах проводился подсчет "мужских душ". Во все уголки необъятной России были посланы царские урядники, чтобы найти поселения и переписать все души (считали раньше только мужчин). Так царский урядник и два солдата добрались до Овечкино. Местные коренные жители, чалдоны, не хотели быть обнаруженными, поэтому не особо обрадовались "гостям" и на ночлег их не пустили. Урядник остановился у жителя Подойникова, где их хорошо угостили – напоили, накормили и подкупили написать в документы название Подойниково. Урядник название записал, убрался восвояси, а деревня продолжала жить, не подозревая, что в ту ночь произошло переименование их малой Родины.

Рост населения

В конце 19 века, когда была построена железная дорога, соединившая Урал и Дальний Восток, с европейской части России в Сибирь устремились ходоки с разных губерний искать земли для поселений. Семьи были большие, а земли было мало, и люди начинали искать новые земли. Земля нарезалась на каждую мужскую душу и закреплялась за семьей на 25 лет. По истечении этого времени земля заново делилась на семью, с учетом изменений в составе семьи. У деда Николая Михеевича Черных по матери – Юшина Трофима Севостьяновича, было 5 сыновей и 2 дочери, он был из Воронежской губернии. Раньше в Воронежскую губернию входили Липецкая, Белгородская и Воронежская области.

В 1904 году жители сел Воронежской губернии выделили по одному ходоку для поездки в Сибирь на поиски земель. Это были жители села Заломное, Коробов и Хмелевое. В первый год своего путешествия они остановились на станции Барабинск и обошли примыкающие земли со всех четырех сторон. Осенью вернулись в свои места и рассказали о новых землях: "Земля родит рожь, пшеницу, лен, брюкву, свеклу, леса много, но лес лиственный, болот много и очень много комаров. Хорошие земли, но говорят, что есть лучше". Решили, что на будущий год ходоки вновь поедут искать земли, которые получше. В 1905 году ходоки ушли южнее Барабинска и обошли Кулундинскую степь. Осенью вернулись в свои места и рассказали о новых землях: "Земля родит рожь, пшеницу, просо, арбузы, но леса нет совсем, всадника видно за много верст. Неплохие земли, но говорят, что есть лучше". В 1906 году ходоки доехали до Новониколаевска и пошли искать земли лучшие. Дошли до Бурлинского леса. Осенью, когда вернулись домой рассказали, что нашли рай! "Земля родит пшеницу, рожь, свеклу, лес красный, грибов, ягод много, озер в лесу много, рыбы". Так решили на следующий год перебираться на жительство в Сибирские просторы. Первыми в 1907 году прибыли семьи Юшиных, Черных, Колосовых, Локтевых, Гусаковых. На каждую душу царь выделил по 100 рублей, так, ехали не с пустыми карманами, а с деньгами. Большая половина деревень Заломное, Коробов и Хмелевое поднялась на новые земли.

Мемориал ВОВ. Фото Андрея Чекмарева.

На улице Забайкальской.Фото Андрея Чекмарева.

Озеро Байкал. Фото Андрея Чекмарева.

Проводы зимы, 60-е гг. Фото Якова Алексеевича Кобякова.

Новые поселенцы

Когда семьи пришли в Овечкино, то местные их не приняли. Богатые семьи – Казанцевы и Золотухины не позволили селиться рядом и дали указ мужикам: "Рассею не принимать!". Табуны лошадей Казанцевых и Золотухиных паслись круглый год сами – без пастухов, летом по степи, а зимой возвращались и прятались в лесах, как олени, могли добывать себе корм. Дома у местных стояли в основном на правом берегу, это семьи Власовых, Денисовых, Миловановых. Улиц там не было, дома стояли хаотично.

Переселенцы вернулись и дошли до Прыганки, где нанялись в зиму батраками и проработали так до весны, зарабатывая на еду, и при этом, не тратя деньги. Весной "вороны" (так воронежские мужики себя называли) купили угощение и пошли в Овечкино с челобитной к мужикам. Опять местные старосты отказали "воронам". Но "вороны" не сдавались, угостили мужиков, те сдобрились и большинством разрешили "приписать" новых жителей. Селились семьями на левом берегу Бурлы, а вот землю для возделывания выделили им далеко за селением – сейчас это где-то между Первомайским и Подойниково, где был поселок Задонский.

Сквер возле мемориала, июнь 2020 г. Фото Андрея Чекмарева.

Обустройство

Воронежцы селились улицами – улицы были широкие, ровные, правильные. Улица, которая тянулась от моста (ныне Центральная), переходила в Трактовую (ныне Комсомольская). В том месте, где сейчас находится Дом культуры и парк, была большая Базарная площадь, куда по понедельникам съезжались жители окрестных деревень на базар. На Базарной площади было две ветряных мельницы. Вдоль реки стояло много мельниц – Селюшкина (на реке Змеевке, что вытекает из озера Боровлянское), Горбачева, Митюшкина, Власова, и паровая на берегу озера Епишкино. Назывались мельницы именами их владельцев.

"Вороны" были народ веселый и названия улицам давали веселые. Ныне Советская была Голопузовка, Озерная – Притыковка, Партизанская – Коневская, Уральская – Мурашиха, Совхозная – Сахалин,

Пионерская – Бешеная. Несколько домов, стоявших почти в лесу, у песчаных карьеров – Военный городок. Подборная и Забайкальская сохранили свои названия.

Первая половина ХХ века

В 1908 году началось строительство школы и церкви. В 1911 году была открыта первая церковно-приходская школа с тремя классами и церковь во имя Архистратига Божия Михаила. Школа и церковь находились рядом.

В 1924 году был образован Панкрушихинский район, с райцентром Панкрушиха. Подойниково к тому времени было более крупным и более развитым селом, но географически находилось на окраине района. К 30-м годам в селе проживало около 6000 человек и оно было протяженностью 5 км 200 м. Последним жителем окраины по улице Панкрушихинская был Тонких Андриян. Водоем Кормовище был чистым и в нем купали коней, постепенно Кормовище заросло камышами и заболотилось.

В 1928 году была образована первая коммуна – "Буревестник", она объединила безлошадных крестьян. Безлошадный – значит, бедный и в большинстве своем не умевший и не хотевший работать крестьянин. В хозяйство коммуны было передано имущество раскулаченных, зажиточных крестьян. Раскулаченных ссылали в г. Нарым, это семьи Казанцевых, Власовых, Шушариных, Рогачевых и др. Новая коммуна просуществовала недолго – за лето не было приготовлено сено и корм лошадям и коровам. Скотина погибала. Коммуну расформировали, и наступила эра колхозов.

В 1929 году в селе организовывается первый колхоз – "Буревестник", куда входили жители со всех улиц, в 1932 – им. 8-го Бурлинского полка – самый крупный колхоз, в 1934 году – им. Кирова, в основном это жители улиц примыкающих к р. Бурла и Центральной улицы, в 1936 – "Красный пахарь" – жители улицы Панкрушихинская. Крестьянам разрешалось держать 1 корову, 3 овцы, птицу, огород, колхозникам давали по 30 соток земли. Среди жителей были как колхозники, так и единоличники, которые за свое единоличное хозяйство платили гораздо больший налог, чем колхозники.

В 1931 году директором лесхоза был назначен выпускник Ленинградской Академии. В лесах распахивались земли и засаживались соснами. Кромки леса засаживали кленом и облепихой. Посадки облепихи тянулись от Панкрушихи до Подойниково, были также посадки в лесу. Но поскольку собирать облепиху было сложно, а правильно собирать ее не умели, за 2-3 года после того, как деревья стали плодоносить, жители уничтожили деревья облепихи – ветки с ягодами выламывались беспощадно. Сохранилась только небольшая посадка облепихи недалеко от озера Старинка. К этому озеру, на места, где раньше жили разбойники, любили бегать местные мальчишки и откапывать старинные монеты для игры в "чику", монеты были огромные – 10-ти копеечная монета была величиной с ладонь. А вот местному жителю Николаю Максимовичу Бондаренко повезло больше. Он нашел и сдал в банк 3 центнера 80 килограмм монет, на том самом месте, где их когда-то искали разбойники, убив своего атамана.

В селе была церковь старообрядцев, она была примерно до 30-х годов. Со слов Хрипунова Анатолия Михайловича, сторожем в церкви работал Лучников Пантелеймон.

В 1937 году с церкви сняли колокола, но были слухи, что когда закончилась Вторая мировая война, колокол бил. Возможно, что один пожарный колокол оставался. Церковь была закрыта, долгое время там хранили зерно. После войны была сделана пристройка и под крышей церкви заработал клуб, позже клуб перевезли в Первомайское, там постройка сгорела.

До 1937 года в селе была только церковно-приходская церковь – 3 класса образования. Постепенно были добавлены 4, 5 и 6-й классы, получилась неполная средняя школа. Первый директор школы Петр Лукич Лукьянович, поляк, был репрессирован как "враг народа", отбыв 25 лет в лагере. Ему устроили провокацию – перевернули и повесили портрет Сталина. Петр Лукич перевесил портрет утром, а в обед его уже забрали, за то, что он скрыл факт вандализма над портретом вождя. Его жена также работала в школе – преподавала географию. Первый председатель колхоза был также репрессирован.

Перед началом войны селу дали первые трактора и комбайны, но с началом войны вся техника была взята на фронт. В селе также не осталось лошадей. "Все для фронта. Все для победы!".

Работали на коровах, как и везде в стране голодали. Ели крапиву, лебеду вареную, толкли семена лебеды – пекли из этого жмыха лепешки, конский щавель, рыжик (коричневые, масленичные семена), камыш, саранки, сушили корень камыша, толкли его и пекли лепешки, толченые семена "березки" (как у гречи, но зеленые). В 1954 году была построена новая школа (ныне здание начальной школы). Школа приняла 620 детей. В то время, из-за отсутствия здания, обучение в селе проводилось в шести местах – в частном доме, в медпункте (на Подборной), в церковной сторожке, в двух домах на территории школы и в начальнай школе на улице Забайкальская.

Первым директором совхоза "Подойниковский" был Самсонов Иван Иванович.

Улица Комсомольская. Фото Андрея Чекмарева.

Улица Строительная. Фото Андрея Чекмарева.

Улица Бурлинская. Фото Андрея Чекмарева.

Фото Виктора Яковлевича Кобякова.

Фото из краеведческого музея г. Камень-на-Оби.

Фото Якова Алексеевича Кобякова.

Архивные данные

Достоверность этих историй и воспоминаний косвенно подтверждается документом, найденным в "Хрестоматии по истории Алтайского края". Документ представляет собой выписку из секретного сообщения начальника Сибирского военного корпуса от 30 октября 1786 года. В этом документе говорится, что некий крестьянин Хрипунов с товарищем Чувашенином "шел по реке Обь по разным селениям. Заходил по реке Бурле в деревню Хабарову и Овечкину, а оттуда в Барнаул, и жгли угольные кучи, а по сожжению куч пошли они вниз по Оби по разным местам и жительствам и ходили недели четыре, работая где что случится. А в 78 году под осень пришли в село Ирмень и пристали к крестьянину Федору Пургину, и жили у него дней пять, и с ним, с Пургиным, разговаривал Хрипунов о бывшем пугачевском бунте, причем все пугачевские бывшие злодеяния называл, да что он сам, Хрипунов, был тогда атаманом, сказывал же. То он, Пургин, взял его и повел в Колыванскую губернию, Берской округ в Медведской станец к товарищу своему Петру Борцову, которому Пургин и сказал, что он говорил с Хрипуновым, и он, Борцов, сказал: а когда-де он был в тот бунт атаманом, то сделаем ему паспорт. Который ему, Хрипунову, и сделали, чтоб мог ходить в тех местах беспрепятственно, и при этом говорил Борцов ему, Хрипунову: что сделаем-де, ребята, кампанию и составим указ, что государь Петр Федорович жив, и он-де, Борцов, хотел управлять делами и составлять в народ указы. А Пургин-де подписывать будет, который под царские руки подписываться умеет, да и как государь пишет, то его руки подписки у него есть. И говорили ему, Хрипунову, оба, чтоб он назвался государем, а они у него будут большие помощники, и Борцов сказал, что он вскоре наберет из таможних мастеровых и из беглых в лесу людей пятьсот человек. Да есть-де в Змеевом руднике по пугачевскому делу шесть человек и тех-де выручим, то будут и они нам великие помощники. И условясь на том, чтоб сие произвесть в действие, наперед велели ему, Хрипунову, с тем данным паспортом идти в каменные горы к живущим в лесах беглым людям и разгласить о государе. А потом велели ж прийти сюда для такового же разглашения, что он, Хрипунов, и исполнил. И делал о государе разглашения по объявлению его как живущим в горах беглым людям, так и по Иртышу и в селениях, а именно: на реке Бурле, в деревне Овечкино Михайле Подойникову и Якову Прописнову...". Как видим из этого документа, Михайло Подойников жил в 1786 году в селе, которое имело название не Подойниково, а Овечкино.

В книге П. Я. Скабелкина "Страницы истории Панкрушихинского района" есть две карты 19-го века, на одной из них (от 1826 года) наше село указывается как "Подойникова", на другой (от 1864 года) – как "Подойникова (Овечкина)". И когда задумываешься над этими датами, то возникает много вопросов по поводу времени основания нашего села.

Ради памяти

Почему мы так скрупулезно рассматриваесм все эти документы и воспоминания? Ну, во-первых, потому, что 250 лет (а может, и больше) – это такая долгая история, что в двух словах о ней и сказать нельзя. А во-вторых, человек будет крепко стоять на ногах, если сохранит интерес к своим корням, к истокам. Нет ничего для человека опаснее, чем стать маргиналом. Нет ничего для него святее любви к своей матери. К малой родине. Наверное, правильнее жить так, как пишет в своем стихотворении поэт Алексей Лазарев:

Не искал, где живется получше,

Не молился чужим парусам:

За морями телушка – полушка,

Да не весело русским глазам!

Может быть,

и в живых я остался,

И беда не накрыла волной

Оттого, что упрямо хватался

За соломинку с крыши родной.

И тем не менее официальной датой образования села является 1770 год, а это тоже немалая веха в судьбе села.

Канули в Лету 18-й,19-й века, наступил век 20-й с его глобальными потрясениями: первой мировой войной, Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской войной... Все эти события, как в капле воды, отразились в судьбе села. Вот как об этом периоде пишут члены исторического кружка школы в далеком 1967 году: "Декреты о земле, о мире, возвращение фронтовиков с фронтов первой мировой породили в среде трудового крестьянства горячие симпатии к новой власти. В 1918 году в ответ на мобилизацию молодежи в колчаковскую армию в селе под руководством Чернышова вспыхивает восстание против Колчака. Колчаковские власти на подавление восстания бросают белогвардейско-чешский карательный отряд, расстреливают в селе несколько человек, многих подвергают порке. Зверская расправа карателей с жителями села усиливает недовольство крестьян, побуждает наиболее активную часть их теснее сплотиться, создать подпольный революционный штаб, а в августе 1919 года вновь выступить против колчаковщины. В это время в селе создается вооруженный партизанский отряд, который вливается в 8-й Бурлинский полк Красных партизан и принимает участие в его составе во многих боях против контрреволюции на Алтае. В 1919 году во время второй карательной операции белогвардейцы произвели еще один расстрел в селе. Были расстреляны: Катунин Тихон Яковлевич, Брусеньских Иван Андреевич, Керенцев Александр Васильевич, Терновых Евдокия Епифановна, Москаленко Андрей Иванович, Осинцев Егор Григорьевич, Бурматов Сергей Алексеевич". Это им, погибшим в годы Гражданской войны, воздвигнут памятник в центре села.

Коллективизация, раскулачивание, первые коммуны, затем колхозы – все это тоже не минуло село. И, конечно же, Великая Отечественная война. По неполным данным на фронтах самой кровопролитной войны погибло и пропало без вести 157 человек. Много в селе было орденоносцев той войны. Здесь жил, учился и ушел на фронт Герой Советского Союза Михаил Иосифович Рогачев, чье имя носит сегодня Подойниковская средняя школа. Фронтовикам Великой Отечественной войны посвящен Мемориал Славы в центре села, в парке, который всегда содержится в образцовом порядке учениками школы, администрацией села и просто неравнодушными людьми.

Послевоенные годы

Как поднималось село после войны?

Обратимся снова к записям членов исторического кружка: "После Великой Отечественной войны в результате укрупнения колхозов в селе был создан один мощный колхоз имени Кирова, в состав которого затем вошел колхоз имени Калинина (село Конево). В 1954 году посевные площади колхоза удвоились за счет распашных целинных и залежных земель, что явилось результатом пополнения и расширения парка тракторов и почвообрабатывающих машин. В 1960 году на базе колхозов имени Кирова и имени Ленина (с. Высокая Грива) был создан совхоз "Подойниковский" с центральной усадьбой в селе Подойниково. Совхоз имел пять отделений: Подойниковское, Ленинское (с.Высокая Грива), Коневское, Ильинское и Первомайское".

Каждый год в судьбе совхоза ознаменовывался новыми достижениями. За достигнутые успехи в развитии животноводства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года Орденом Ленина были награждены телятница Матрена Васильевна Арапова, доярка Пелагея Михайловна Казакова. Этим же Указом Орденом Ленина был награжден и директор совхоза Иван Иванович Самсонов.

На протяжении всего существования совхоза шло масштабное строительство промышленных, общественных, культурных объектов, а также многоквартирных домов. В 60-е — 70-е годы были построены новые коровники. Центральная усадьба МТМ, новая контора совхоза, гаражи, пекарня с магазином, столовая, школа, здание сельского Совета, здание детского сада, Дом Культуры, асфальтированы улицы, проложен водопровод. Поистине были замечательные годы расцвета совхоза "Подойниковский"! Директорами его были в разное время В. А. Веретенников и В. Х.Траутвейн. Крепкие, рачительные хозяйственники – такими словами можно охарактеризовать и директоров, и руководителей каждого подразделения совхоза, да и других организаций.

Улица Бурлинская. Фото Андрея Чекмарева.

Наши дни

Сегодня в состав Подойниковского сельсовета входят села Подойниково, Высокая Грива, Конево, пос. Первомайский, ст. Световская – общая численность населения 1767 человек. Общая площадь сельсовета составляет 55487 га, из них площадь земель сельскохозяйственного назначения – 38866 га.

На территории сельсовета расположены восемь организаций и крестьянско-фермерских хозяйств, которые занимаются растениеводством и животноводством. В личных подсобных хозяйствах на территории сельсовета в 1 полугодии текущего года закуплено 705, 5 тонн молока (на сумму 12066, 5 тыс. рублей), 18, 5 тонн мяса (на сумму 1886, 6 тыс. рублей). Имеются 8 магазинов и 4 кафе.

В селе имеются: средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М. И. Рогачева, детский сад, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, филиал хабарского отделения Сбербанка РФ, отделение почтовой связи.

В последние два года, благодаря участию в программах местных инициатив, "Комфортная и городская среда" и другим, было осуществлено, как казалось много лет, неосуществимое: сделан капитальный ремонт крыши и замена окон в школе, по партийному проекту "Культура малой родины" полностью отремонтирован Дом культуры, заменена кровля детсада. Перед Домом культуры создана пешеходная зона с освещением и лавочками, построена игровая детская площадка, спортивная площадка на территории школы. Проведено современное освещение главной улицы с трассой федерального значения.

Когда все это видишь, радуешься, что село живет и развивается, стремится к новым достижениям, перечислять которые излишне, потому что почти каждый номер нашей районной газеты не обходится без сообщения о достижениях подойниковцев в разных сферах жизни села.

С юбилеем, дорогие подойниковцы! Живи, село! Пусть печаль тебя обходит стороной!

Подготовлено Администрацией Подойниковского сельсовета по материалам книги П. Я. Скабелкина "Страницы истории Панкрушихинского района", работ исторического кружка Подойниковской средней школы имени М. И. Рогачева, неофициального сайта села Подойниково.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

635