Меню
16+

«Трибуна хлебороба», общественно-политическая газета Панкрушихинского района Алтайского края

28.03.2019 09:59 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 30.03.2019 г.

Никто, кроме тебя

Автор: Анна Должикова.

Этому фото 72 года. Молодожены Виталий и Мария Ковальские с того дня прошли всю жизнь рука об руку, подняли троих детей, трудились на освоении целинных земель и очень крепко друг друга любили.

Эта удивительная женщина не умеет тосковать, накручивать себе обиды, жаловаться на жизнь, близких или власть, ворчать. Она обладает поразительным качеством – безграничным терпением, оптимизмом, легкостью. Ее руки не умеют отдыхать, ноги всегда куда-то бегут, а дозвониться ей – большая удача. И никому не верится, что она совсем нездешняя, и появилась на свет еще до Великой Отечественной войны…

Удмуртия

Мария Васильевна Ковальская (Корчемкина) родилась в деревне Селты, недалеко от Ижевска, центра Удмуртии. Когда-то через это село проезжал С. И. Радищев, высланный из столицы в Иркутск.

Отец Василий Григорьевич Корчемкин был инженером лесной промышленности в артели, а мать Юлия Ивановна – сторожем на МТС (машино-тракторной станции). Детей было шестеро, Мария – из старших. К труду привыкли очень рано: собирали серу с хвойных деревьев в лесу, сдавали на производство скипидара. Да и все остальные крестьянские хлопоты шли неотрывно от взрослых.

Когда отца забирали на фронт, Мария была совсем еще ребенком, но помнит отчетливо, как собрался народ в центре села возле памятника. Шла война, но люди старались изо всех сил не унывать и радоваться каждой мелочи, пели, танцевали, хоть и от слез никуда нельзя было деться.

Потянулись бесконечные дни и месяцы ожидания. Ребятишки очень любили отца, строгим он не был. Жили рядом с лесом, поэтому очень часто собирали грибы, ягоды. Однажды Маша, как в известной сказке, пошла в лес одна, собирать малину и наткнулась на медведицу с малышами. Повезло – та ее не успела заметить и девочка тихо убежала. Но лес, со всей его непредсказуемостью, все равно навсегда остался ее любимой отдушиной.

Работы было много: огород, кролики, козы, лес. Мама вместе с детьми сумела сохранить дом и хозяйство в полном порядке даже в сложные военные годы. Мария Васильевна вспоминает: "Наверное, нам чуть больше повезло, чем некоторым в войну, мы не голодали, хотя беречь каждую мелочь и крошку привыкли, конечно".

Она помнит, как вернулся отец, это было восхитительное чудо. В тот день дети ушли смотреть кино – оно тогда было немым и черно-белым. Возвращаются, а папа дома! Живой! Это было в далеком 46-ом, но то счастье они все запомнили на всю жизнь…

Школу Мария закончила в 1954-ом. Мечтала стать учительницей, поехала в город поступать вместе с подружкой. Улыбается, рассказывая: "На экзаменах ей помогла все решить, а себе не все успела, не приняли". Теперь ее мечту с лихвой осуществила ее старшая дочь, Раиса Витальевна Весельева, всю жизнь посвятившая школе.

Через некоторое время в городе Сарапул, где Мария собиралась учиться на бухгалтера, судьба свела ее с девчатами, рассказавшими о наборе молодежи на целину. Требованием к кандидатам было образование, профессия. Вдохновилась на крутой поворот в жизни и Мария: вчерашняя школьница, мечтавшая проверять тетради и учить ребятишек, отправилась на курсы комбайнеров. Комбайнеров!

Через год способная девушка, легко освоившая специальность, в составе отряда из 150 человек от города Сарапул отправилась на Алтай. В Славгороде молодежь распределили по группам в 30 человек на каждый район, ребята разъехались, кто куда. Веселье и песни в вагонах поезда остались позади, впереди – новая жизнь.

Мария Васильевна Ковальская награждена многочисленными грамотами, благодарственными письмами, медалью "За доблестный труд" и "Освоение целинных земель".

Чистое поле

Подруги Мария, Зоя, Нина вместе отправились в составе одной группы в село Зятьково-Речка Хабарского района. Так и работали потом вместе, по сей день помнят друг о друге, сколько ни минуло лет.

Стройка, уборка, отделка помещений, штукатурка и побелка – это все было летом. Началась страда – пришла пора работать в полях. Мария стала помощником комбайнера Романа Приходько. Руки были нужны везде, и на тракторе хлеб возила, никакой работы не боялась. Жила на квартире, иногда ночевали в поле, в кабине или в палатке. Потом Мария переехала в Акуевку, работала там. Зимой отучилась на тракториста.

Когда ее спрашиваешь: "Как так? Женщина, молоденькая, из деревни, и тут – техника, трактор, комбайн, поля, зерно?". Она улыбается: "А что тут такого? Там ничего сложного ведь нет"… Действительно, что сложного в гусеничном тракторе, правда?

А потом появился он. Красивый и задорный глазастый парень с лихим чубом. Приехал в гости к тетке с братом из соседнего района. Он всю жизнь потом повторял: "Сразу как увидел, сказал: она будет моей женой". Так и получилось.

Виталий Ковальский жил и работал в Зятьково, тоже был целинником, трактористом, так же разглаживал железным гусеничным "утюгом" нетронутую степь. Но к ней, той самой, которую выбрал на всю жизнь, ходил пешком в соседний район, в любую погоду. Однажды чуть не утонул, завязнув в непролазной вязкой болотине.

В 1957-ом году сыграли простую деревенскую свадьбу. Жили с матерью Виталия, Ефимией Трофимовной, в маленькой землянке, потом купили деревянный дом. Мария Васильевна на маленьком колесном тракторе работала на ганенских полях.

В 1960-ом появилась дочь Раиса, в 1962-ом – сын Анатолий. А младшая дочь Валентина родилась в 1976-ом, когда ее старшая сестра уже заканчивала школу.

Семья жила дружно. Несмотря на очень разные характеры родителей, дети никогда не слышали и не видели между ними ссор.

После преобразования колхоза "40 лет Октября" в совхоз многие изменили свои профессии. Мария Васильевна стала кассиром, на лошади ездила по окрестным селам, выдавала зарплату работникам хозяйства: Павловский, Куйбышевский, Ганенок. В любую погоду всегда успевала вовремя, как бы ни размыло или занесло дороги.

Мария Васильевна в молодости.

Никто, кроме тебя

В 1964 г. Мария Васильевна стала заведовать почтой в Зятьково, многие годы весь объем корреспонденции, выплат, бумаг проходил через ее руки. А в то время их количество было в разы выше, чем сейчас. Сведение всей отчетности велось вручную. Только разве можно напугать большой кипой бумаг женщину, водившую ДТ-54 по степи?

Легко, аккуратно, последовательно ее золотые руки справлялись и с этим. Незаметно подросли и отделились дети, посветлели волосы на висках. Только в их доме все так же на праздники галдел народ, лились песни, задорные частушки. Вокруг их теплого очага всегда нравилось собираться друзьям, соседям. Тогда сельские насущные дела везде делались сообща: дрова, сено, картошка. А эти вечера всей улицей в каждом доме по очереди? Семечки, картошка в котелке, карты и дым коромыслом, но ведь хорошо! Пластинки, радиола, музыка. Городки вечерами на поляне…

Супруг Марии Васильевны был видным мужчиной, то и дело приходили письма от женщин, которым он нравился. На почту. Где работала жена. Вы думаете, она устраивала ему сцены? Никогда. Смеясь, она писала вместе с ним ответы для них!

В этом сердце, даже спустя годы, так и не появилось ни крупицы злости, обиды или ревности, поразительное спокойствие и мудрость сделала ее центром целой вселенной под именем Семья.

Сегодня у Марии Васильевны шестеро внуков и восемь правнуков. Казалось бы, сиди и смотри телевизор со спицами в руках… Не тут-то было! Дети в шутку до сих пор зовут ее "командиром" и пытаются садить картошку или полоть грядки тайком от нее – этим рукам нет покоя никогда. Хрупкая маленькая баба Маша, баба Матя, как ее зовут малыши, и коров подоит, и телят напоит, еще и будет норовить сено кидать вместе со всеми. В восемьдесят "с гаком" лет!

"Лучше моей Марии никого нет!"… Он считал так всю жизнь. Балагур и работяга, где-то с хитринкой, где-то грубоватый, он никогда не позволял ни себе, ни кому бы то ни было хоть мыслью или полусловом обидеть ее. Они прожили вместе больше полувека. Виталия Арсентьевича не стало десять лет назад, но даже эта потеря не смогла сломать эту маленькую, но такую сильную женщину.

В ее доме все так же уютно и тепло, а внуки с удовольствием бегут к ней в гости, потому что знают: там и кошечек, и собачек полный двор, и вкусненького полным-полно, и безмятежно спокойно. Простите, дорогие читатели, не могу быть объективной к сегодняшней героине: эта бабушка с негнущимися уже от работы руками вынянчила обоих мои сыновей, и именно в ее честь долгожданная дочь носит такое же имя.

Золотой человек с золотыми руками, она не просто целинница с толстой стопкой грамот и медалью. Она женщина – Эпоха, взрастившая вместе с такими же энтузиастами нашу сегодняшнюю бытность и хлеб.

Фото из семейного архива.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

131