Меню
16+

«Трибуна хлебороба», общественно-политическая газета Панкрушихинского района Алтайского края

10.08.2018 13:05 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 04.08.2018 г.

Тонкая ниточка...

Автор: Анна Должикова.

"Наверное, судьба", – улыбается она на вопрос, почему именно здесь обосновалась их семья. Он из-под Саратова, она – томичка. В этом году исполнилось 40 лет с момента приезда на Алтай Евгения Николаевича и Людмилы Станиславовны Фирсовых. В мае чета отметила рубиновый юбилей.

Выбор, куда именно отправиться, зависел только от их желания: дипломы получили в числе лучших студентов выпуска. Печально, еще в те годы ребятам говорили : "Куда угодно, только не на Алтай, туда двоечников определяют"…

"Люди везде болеют… Не в характере Жени копаться. Он ехал работать. Вырос в деревне, ничего не боялся. Страшно любит охоту, рыбалку, лес"… Так и оказались в Панкрушихе. И если выросшая в городе Люда еще лелеяла первые годы надежду перебраться в другое место, для него этого выбора, как оказалось, уже не было…

Сегодня Евгений Николаевич, смеясь, говорит: "В пятьдесят собирался уехать в город, дети выросли… Но мне показали, как потом меня будут хоронить… Полный зал, с людьми на подоконниках и в дверях… Такие стихи, до сих пор без слез прочесть не могу! Машина. Как теперь уехать? Теперь отсюда – только "туда"…

Ты помнишь, как все начиналось?

А началось с мороженого. Студенты-медики, Витебск, соревнования по легкой атлетике. Команды из Саратова и Томска вечером отправились в кафе. Высокий, веселый, он что тогда, что сейчас – душа любой компании. А она – живая, яркая, с копной густых волос, почему-то отказалась от предложенного им мороженого, чем несказанно его удивила…

Письма он писал почти каждый день. Уже со второго начал говорить о том, что она будет его женой. Ее возмутила эта нахальная уверенность, но через два года поняла: он прав. Лиричные, порой – в стихах, тонкие, эти письма и сегодня греют своим теплом, бережно хранимые ею… Он прилетел к ней в Томск с букетом цветов и сделал предложение. И сколько бы ни силилась она спорить с ним о чем-либо, в большинстве случаев он всегда так же оказывался прав.

Заслуженный врач РФ, талантливый хирург, он прославился на весь край и страну за столько лет. Его имя стало нарицательным, о нем ходят легенды и анекдоты… А что она?

Фармацевтом Людмила Станиславовна стала по совету старшей сестры, после того как в один ужасный день сгорел до голой кочки с трубой родной дом. Мечты об археологическом факультете в Ленинграде рухнули, да и горький опыт изнанки экспедиций, ночевок под открытым небом и подхваченных болячек заставил переосмыслить все очень быстро. О своем выборе не пожалела, трудолюбие и грамотность необходимы в каждой профессии.

Спортсменка, она продолжила выступать на соревнованиях и дальше, уже с детьми вела спортивные занятия, брала их с собой на лыжные, велосипедные прогулки. Организовывала детские и взрослые спортивные кружки, праздники, группы здоровья, политзанятия, ставила спектакли, была депутатом районного совета, членом женсовета, народным заседателем в суде, пела в народном хоре района. Ветеран труда с толстой кипой грамот и благодарственных писем, в ней и сегодня горит огонек той комсомольской юности, с которым она объездила весь Союз от Ленинграда до Владивостока.

Руководить аптекой в с.Панкрушиха стала с 1982 года, добившись ее вхождения в 50 лучших аптек страны (!), награждена Почетной грамотой администрации края, есть звание социально ответственного работодателя.

Людмила Станиславовна вырастила двоих прекрасных, успешных сыновей, в ее руках расцвел и запел их уютный дом. "Я давно поняла, что он (супруг) полностью мне не принадлежит. Для него это не работа, это призвание, потребность, мы и картошку полем – по пять раз "скорая" подъезжает. Срочный вызов. Невозможно запланировать ни одну поездку или домашние дела, бывало, без пятнадцати двенадцать под Новый год уезжал"…

Фирсовы начинали с двух чемоданов белья, семи коробок книг и одной подушки. Двадцать пять рублей в кармане – весь начальный капитал молодой семьи. Первый телевизор в рассрочку и теннисный стол из клуба, на котором в редкие выходные они играли друг с другом или друзьями.

Однако тяжелым периодом оба считают не те годы, а провал в 90-х, когда, отправив сыновей на учебу в город, Фирсовы не могли ничем помочь детям. Зарплаты медикам задерживали больше, чем на полгода. Держали свиней, гусей, кроликов, чтобы хоть продуктами обеспечить студентов. Тем не менее, семья тогда только еще больше сплотилась, ребята успешно поднялись на ноги.

"Это она все вынесла, не я, – рассказывает Евгений Николаевич, — друзья мои говорят: половина моих заслуг – ее. Думаю, больше даже… Минимум, две трети. Ведь я уходил, зная, что за спиной все будет спокойно, и с детьми, и с домом, и со всем остальным".

Тонкая ниточка

Ее корни – из Прибалтики. Быть может, поэтому так пленяет сердце Петербург, задумчивой красотой шепчущий бунинские стихи. А, может быть, передалась духовность родителей матери, священника и преподавательницы женской гимназии, переживших тройной расстрел?.. Как это? Это когда открывается дверь в камере, красноармеец кричит: "Иди по коридору". И ты идешь. А в конце – яма. Над ней расстреливали приговоренных. Гогот, тычки и "Иди обратно"… Так трижды. Жена вымолила, выходила мужа, обив все возможные пороги, поседевшего за одну ночь.

От сумасшествия тогда спасла молитва и что-то еще.

Теперь это "что-то" живет и дышит и в ней, лиричной, влюбленной в закаты, звезды и в русскую классику, простую и настоящую, тонкую ниточку, связавшую всю жизнь Врача от Бога, реалиста, со счастьем и радостью жизни.

Все трое сестер Анжиных выбрали медицинский профиль. Старшая 16 лет живет в США, младшая в одиночку подняла четверых детей, востребованный УЗИ-специалист г.Томска, пишет проникновенные очерки и истории.

Людмила Станиславовна же стала той, без кого не могла бы, наверняка, быть такой легкой и твердой рука талантливого хирурга.

Блиц

– Что бы вы сказали себе, 18-летним?

Людмила Станиславовна (далее, Л.С.): все правильно. Так все и должно быть.

Евгений Николаевич (далее, Е. Н.): ничего. Я бы ничего не хотел менять, врачом мечтал стать с пяти лет. В своем выборе не сомневался никогда… Я слишком долго шел к этому.

– Главный принцип вашей жизни?

Л. С.: радоваться каждому дню, каждой мелочи, от солнечного утра до успеха детей. Мы – оптимисты по жизни.

Е. Н.: не предавать, любить окружающих.

– В ваших руках Золотая рыбка. Что вы у нее попросите?

Вместе: здоровья.

Л. С.: в двух штанах еще никого не похоронили…

Е. Н.: так моя мать говорила… Я – самодостаточный и счастливый человек, денег мне не нужно. С собой ведь их не заберешь.

– Друзья – это…

Л. С.: они приходят не тогда, когда ты нужен…

Е. Н.: …а когда они нужны. О друзьях одним словом не скажешь. Друг – тот, кто подставит плечо. Всегда.

– Чтобы добиться успеха, нужно…

Вместе: работать!

– Счастье – это…

Л. С.: семья и дети, и когда у них у всех все хорошо.

Е. Н.: счастье – у нас в голове. Если ты захочешь быть счастливым, ты им будешь!

Л. С.: а говорит, что он не философ.

– Врач – это…

Л. С.: первый после Бога.

Е. Н.: тот, кто сочувствует человеку.

– Какой вы сам пациент?

Е. Н.: не дай Бог!

– Самое сложное во врачебной работе?

Е. Н.: это сам по себе огромный труд без права на ошибку. Но мы тоже ошибаемся, поэтому… Очень трудно, когда теряешь человека. Это самое трудное.

– Как врачу справиться со своими эмоциями?

Е. Н.: работать.

Л. С.: он оперировал собственного сына и меня. Не представляю, какое самообладание нужно иметь…

Е. Н.: да, это тяжело. Или оперировать тех, кто работает рядом с тобой. Одна из таких умерла у нас на столе. Тяжелейшее заболевание, три операции… Долго копаешься потом : что мог, что не мог…

– Как вы воспринимаете критику?

Л. С.: спокойно. Не болезненно.

Е. Н.: Я себя Богом не считаю, я – врач. Бывает, ссорюсь с пациентами. Потом подойдешь, извинишься, все хорошо. Врагов себе не пложу, зла не держу.

– Что бы вы сказали президенту, если бы могли с ним встретиться?

Е. Н. : я – критичный человек. К себе и окружающим. Вижу все ошибки, которые мы творим. Не так давно я представлял доклад о проблемах здравоохранения перед коллегами, зал, полный практикующих врачей, аплодировал стоя…

Многое сегодня сделано. Но деревни в стране погибли. Моя родная деревня сегодня исчезла ,там сейчас только с мачете ходить, как по джунглям. Мы приехали сюда, в районе было около 30 000 жителей. Сегодня 12 000. Нет работы, нет предприятий, нет смены поднявшимся фермерам…

– Лучшее в вашей жизни?

Вместе: дети и внучка.

– Хотели бы вы написать книгу?

Л. С.: наверное, не пришло еще время… Хотелось бы.

Е. Н.: пока времени нет. Хотя, наверное, не смогу. Это ведь кажется простым. Для этого нужен талант и огромный труд. Помните, как у Маяковского: "тысячи тонн словесной руды единого слова ради"… Я – реалист. Наверное, это все останется при мне.

– Главный секрет семейной жизни?

Л. С.: не переделывать друг друга… Понимать.

Е. Н.: никакого нет секрета. Это тоже из головы. Доверять нужно друг другу.

– Что самое главное в воспитании детей?

Л. С.: мы не читали им нотаций. Все, чем воспитывали, это собой. Они все видели. Как работали день и ночь, как учились, как спортом занимались…

Е. Н.: сказал им: заканчиваете школу с двумя четверками, получаете столько-то денег. Выросли экономистами оба (смеется). Никогда не принимал решений за них, от задачек до женитьбы. Один раз рисунок сыну нарисовал. Задание было – изобразить весну. Вместо грачей нарисовал большую утку. Тройку принес…

Однажды на собрании в школе спросили тоже о воспитании, ответил тогда: «Спросите у наших матерей. Они ведь воспитали нас. Результат вы видите".

Вместо эпилога

Каждый год в день своей свадьбы супруги Фирсовы замыкают новый круг вокруг села. Эта традиция родилась 39 лет назад, тогда они пробежали вдвоем два километра. Три. Пять. Десять – уже на велосипеде. Сейчас помогает машина. И там, за занавесом из бора, когда-то покорившего их, он находит ягоды и грибы, даже там, где никто не увидел, а она сохраняет в их копилку новый, неповторимый закат.

Я прошит тобой, ниточка тонкая,

Легкой поступью быстрых шагов,

Невесомая строчка далекая,

Ветер юности возле висков...

Моя звонкая, тонкая, нежная,

Мне б зарыться в охапку волос,

И забыться в море безбрежное,

Слушать сказки трепетных слов.

Сокровенная, с воздухом слитая,

Каждый вздох – это ты наяву!

Моя чаша без дна не испитая...

Я тобой дышу. Я тобой живу...

С полувзгляда за полмгновения,

Я спиной знаю мысли твои,

И ты знаешь. Мое откровение.

Все ты знаешь песни мои.

И пока все закаты хранятся

В твоих ласковых светлых глазах,

Я хочу навсегда оставаться

Бликом солнца в твоих волосах,

Негой трав заливаться до сердца,

Я хочу, чтоб ты пела, смеясь,

И в ладонях твоих будет греться

Вся Вселенная, дети и я.

Анна Должикова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

488